Не стоит покупать вариант плитки, изготовленный штамповкой. У таких материалов неудовлетворительное качество, которое не способно обеспечить длительный срок службы.
При определении толщины учитывают режимы эксплуатации покрытия из плитки. Для пешеходной зоны применяется плитка до 60 мм. При устройстве проезжей части для автотранспорта толщина покрытия из тротуарной плитки должна быть не менее 80 мм.
Тротуарную плитку кладут через 3–5 дней после того, как застынет бетонное или растворное основание. Поверхность покрывают песком с толщиной слоя до 5 см. Затем отдельные элементы плитки устанавливают на покрытие, пристукивая резиновым молотком, чтобы уплотнить фрагмент кладки. Выдерживают горизонтальность дорожки, контролируя положение тротуарной плитки уровнем или по натянутому шнуру.
После того как покрытие уложено, его присыпают песком, чтобы заполнить зазоры между отдельными тротуарными плитками. Присыпку сохраняют в течение нескольких дней для надлежащего уплотнения между сопрягаемыми плитками дорожки.
Вдоль бордюров также можно уложить элементы с жёлобом — для отвода дождевой или талой воды.
Чтобы правильно воспроизвести покрытие из плитки, потребуется подготовка:
На начальном этапе для определения траектории и расположения дорожек, покрываемых тротуарной плиткой, изучают план участка. Соответствующие зоны на даче размечают на чертеже, затем разметку дорожек из плитки переносят на территорию. Важно правильное определение ширины дорожки из тротуарной плитки, чтобы могли комфортно разойтись два человека. Минимальная величина — от 1 до 1,2 м.
Вдоль границ дорожек натягивают шнуры, чтобы класть ровное покрытие из плитки по прямолинейно обозначенным чертам. По натянутой бечёвке вбивают колышки, указывающие на граничные линии, по которым необходимо уложить покрытие из плитки.
Учитывают, что общая ширина тротуара из плитки превысит размер по линии из колышков на 10 см за счёт установки бордюров.
Укладка тротуарной плитки доступна на основания из следующих материалов:
Устройство бетонной основы под дорожку из плитки — дорогая и трудоёмкая процедура. Такой вариант целесообразен для покрытия, рассчитанного на значительные нагрузки, особенно актуален для проблемных грунтов, где возрастает риск проседания кладки.
Цементно-песчаное основание — наиболее распространённый способ. Утрамбованный песок применяют для умеренно нагруженных пешеходных дорожек.
При заливке бетонного слоя под дорожку из плитки основу дополнительно укрепляют армирующей сеткой, сваренной или связанной из стальных прутьев. Рекомендуемая ширина ячейки — около 10 см. Можно армировать основу из старых металлических труб и другого металлолома.
Сетку располагают на высоте около 5 см, размещая на металлических или каменных подставках. Затем заливают бетон с толщиной слоя до 12 см. По высоте верхний уровень бетонной заливки устраивают не доходящим до верхней границы дорожки, с учётом толщины применяемой тротуарной плитки добавляют 3 см.
Бетон замешивают с пропорцией цемента, песка и щебня, 1:3:5 соответственно. Заливку под основу для плитки необходимо выполнить в ходе одной операции. Поэтому при отсутствии механизированных приспособлений (бетономешалки) можно заказать потребные объёмы готового бетона.
При основе из цементно-песчаного раствора соотношение песка и цемента должно быть 3:1. Заливают слой толщиной, аналогичной бетонной подложке.